Преподавательница Анна Селезнёва, молекулярный генетик, магистр социологии, подробнее здесь.

Мы живем во время грандиозных биотехнологических открытий, когда скорость технического прогресса, а вместе с ним и социальных изменений катастрофически высоки. Технологии изменяют наш мир и осуществляют наши желания. Биотехнологии моделируют и редактируют саму жизнь. 

Такой уровень технологического совершенства превращает «игру в Бога» в реальность. Уже сейчас медицина становится превентивной и персонифицированной, высокоточные операции осуществляются хирургом-роботом, вся медицинская база, постоянно обновляемая новейшими исследованиями со всего мира, уже загружена в cloud. Усовершенствование человека и избавление от болезней возможны еще на пренатальном этапе. Генно-модифицированные организмы, редактирование генома человека, терапевтическое клонирование, усовершенствование человека, designer babies становятся частью нашей реальности. 

Подобное технологическое всесилие сталкивает нас со значительной реконфигурацией самой концепции жизни. Оно становится основанием для этических конфликтов, новых надежд и рисков и попадает под междисциплинарную юрисдикцию биоэтики, где вопросы качества и ценности человеческой жизни становятся вопросами наивысшего приоритета. 

Этот курс направлен на знакомство и критическое осмысление социальных трансформаций в свете передовых био- и медицинских технологий. 

Мы будем говорить об исследованиях этической проблематики и ситуациях морального выбора, о моральных нормах поведения врача и исследователя и конфликте между всеобщностью этических принципов и уникальностью конкретного нравственного выбора. 

Постоянно усложняющееся взаимодействие человека и технологий будет обсуждаться сквозь призму междисциплинарных пересечений естественно-научного знания, биотехнологий, медицины, политики, международного права и философии. 

В результате прохождения курса студенты и студентки познакомятся с передним краем развития биотехнологий, научатся ориентироваться в поле биомедицинских практик, как и критически относится к осмыслению социальных эффектов применения технологий и их влияния на повседневную жизнь. 

Литература для ознакомления:

Фрагмент дискуссии «Рискованная свобода биотехнологий: об этике и границах нашего влияния на эволюцию» 

Лекция Йоанны Ружинска «Дивный Новый Человек»: этика усовершенствования человека

Видео:

Ted Talks. Paul Root «It’s time to question bioengineering» (доступны русские субтитры)

Ted Talks. Juan Enriques «What will humans look in 100 years» (доступны русские субтитры) 

В текстах конца ХХ – начала ХХI века философы снова обращаются к проблеме человечности и гуманизма. Это связано с трагическим опытом прошлого столетия, ключевым выражением которого стал Холокост.

Размышления философов касаются разных аспектов переосмысления «бытия человеком». По мысли Жана-Поля Сартра, это бытие больше не должно сводиться к той или иной готовой сущности, которую можно инструментально использовать. «Быть человеком» означает отныне открывать свои возможности, вступать с ними в конфронтацию, противостоять стереотипам.

С другой стороны, в силу хрупкости наших возможностей – дополняют Сартра Ханна АрендтДжорджо АгамбенДжудит Батлер и другие – недостаточно рассматривать их абстрактно (вне возраста, гендера, социального, политического, культурного контекстов). Необходимо их конкретизировать, и не только как возможности индивидуальные, но и как возможности быть и реализовывать себя вместе с другими людьми. Именно поэтому в качестве фундаментальных измерений «бытия людьми» рассматриваются сегодня не только самоуважение (достоинство) и права человека, но и дружбасолидарность и сообщество.

Как понимают эти измерения современные философы и социальные теоретики? Можно ли найти примеры солидарности и солидарных сообществ в беларусском и других (европейских) обществах? Сохраняет ли свое значение для них дружба, важность которой для политики установил еще Аристотель? Что происходит с солидарностью в существующих экономических условиях (в частности, в условиях прекаритета), а также в контексте современных политических конфликтов, после терактов в различных частях мира? Наконец, меняют ли устоявшиеся представления о «бытии людьми» современные дискуссии о гуманности, достоинстве, правах человека и солидарности?

В обществе создаются и воспроизводятся определенные предписания: что является социально желательной и приемлемой нормой, а что нет. Понятие «гендер» отсылает нас к тому, каким образом предзаданные социальные различия становятся основанием для неравенства, неравноправия в профессиональной, семейной, бытовой, сексуальной сферах. Данная тема является особенно актуальной в беларуском контексте, где существует противоречие между законодательным закреплением гендерного равенства – с одной стороны, и установкой на так называемые «традиционные ценности» – с другой. Гендерные исследовательницы констатируют, что в большинстве постсоветских стран политические и социально-экономические трансформации сопровождаются возрождением традиционалистских ценностей и серьезными изменениями в официальной идеологии семьи и семейной политики. Усиление этих консервативных тенденций вплоть до выхода в публичность с конкретными законодательными инициативами, есть не что иное, как реакция на социальные изменения в обществе, преобразование социальных и гендерных отно­шений. В свою очередь исследования "нормативности" предоставляют возможность выяснить причины и условия живучести гендерных стереотипов и существующих в обществе гендерных ролей, что в свою очередь, позволяет выявить барьеры на пути преодоления дискриминации.


Почему современные философы не доверяют абсолютным ценностям и противопоставляют им ориентир и практику автономии? Почему они считают существование людей, замыкающихся в своей частной жизни, ограниченным, и высоко ценят публичность? Какую роль для понимания социальной жизни играет идея справедливости, и может ли она сосуществовать с рыночной экономикой и капитализмом? Что такое национальное государство и государственный суверенитет в эпоху глобализации? Наконец, что такое биополитика, и кто и каким образом должен определять, когда начинается и заканчивается человеческая жизнь?


В рамках курса будут обсуждаться ключевые аргументы философов и социальных/политических теоретиков по перечисленным вопросам. В Беларуси большинство из этих вопросов относятся к так называемой «духовной жизни» отдельного человека и общества в целом. Предполагается, что «духовная жизнь» направляется незыблемыми ценностями, которые можно выявить и исчерпывающим образом изучить. А когда возникают противоречия и конфликты между различными ценностями, делается вывод о «кризисе духовности» и даже о наступлении «бездуховности».


У сучасным свеце мы нярэдка сутыкаемся з рознымі формамі грамадскіх рухаў – чытаючы пра «Арабскую вясну», гледзячы рэпартаж пра «Occupy Wall Street» або падпісваючы онлайн-петыцыю пра адмену смяротнага пакарання ў Беларусі. Актывісты па ўсім свеце і ў Беларусі заклікаюць да зменаў і аб'ядноўваюцца, каб дасягнуць гэтай мэты.

Як узнікаюць грамадскія рухі? Якая будучыня іх чакае? Што мабілізуе людзей? Што значыць быць актывістам сёння? У межах курса грамадскія рухі будуць разглядацца ў гістарычнай і параўнальнай перспектывах. Мы пазнаёмімся з рознымі тыпамі рухаў і абмяркуем ролю сацыяльных медыя для сучаснага актывізму.