В текстах конца ХХ – начала ХХI века философы снова обращаются к проблеме человечности и гуманизма. Это связано с трагическим опытом прошлого столетия, ключевым выражением которого стал Холокост.

Размышления философов касаются разных аспектов переосмысления «бытия человеком». По мысли Жана-Поля Сартра, это бытие больше не должно сводиться к той или иной готовой сущности, которую можно инструментально использовать. «Быть человеком» означает отныне открывать свои возможности, вступать с ними в конфронтацию, противостоять стереотипам.

С другой стороны, в силу хрупкости наших возможностей – дополняют Сартра Ханна АрендтДжорджо АгамбенДжудит Батлер и другие – недостаточно рассматривать их абстрактно (вне возраста, гендера, социального, политического, культурного контекстов). Необходимо их конкретизировать, и не только как возможности индивидуальные, но и как возможности быть и реализовывать себя вместе с другими людьми. Именно поэтому в качестве фундаментальных измерений «бытия людьми» рассматриваются сегодня не только самоуважение (достоинство) и права человека, но и дружбасолидарность и сообщество.

Как понимают эти измерения современные философы и социальные теоретики? Можно ли найти примеры солидарности и солидарных сообществ в беларусском и других (европейских) обществах? Сохраняет ли свое значение для них дружба, важность которой для политики установил еще Аристотель? Что происходит с солидарностью в существующих экономических условиях (в частности, в условиях прекаритета), а также в контексте современных политических конфликтов, после терактов в различных частях мира? Наконец, меняют ли устоявшиеся представления о «бытии людьми» современные дискуссии о гуманности, достоинстве, правах человека и солидарности?

В обществе создаются и воспроизводятся определенные предписания: что является социально желательной и приемлемой нормой, а что нет. Понятие «гендер» отсылает нас к тому, каким образом предзаданные социальные различия становятся основанием для неравенства, неравноправия в профессиональной, семейной, бытовой, сексуальной сферах. Данная тема является особенно актуальной в беларуском контексте, где существует противоречие между законодательным закреплением гендерного равенства – с одной стороны, и установкой на так называемые «традиционные ценности» – с другой. Гендерные исследовательницы констатируют, что в большинстве постсоветских стран политические и социально-экономические трансформации сопровождаются возрождением традиционалистских ценностей и серьезными изменениями в официальной идеологии семьи и семейной политики. Усиление этих консервативных тенденций вплоть до выхода в публичность с конкретными законодательными инициативами, есть не что иное, как реакция на социальные изменения в обществе, преобразование социальных и гендерных отно­шений. В свою очередь исследования "нормативности" предоставляют возможность выяснить причины и условия живучести гендерных стереотипов и существующих в обществе гендерных ролей, что в свою очередь, позволяет выявить барьеры на пути преодоления дискриминации.


Почему современные философы не доверяют абсолютным ценностям и противопоставляют им ориентир и практику автономии? Почему они считают существование людей, замыкающихся в своей частной жизни, ограниченным, и высоко ценят публичность? Какую роль для понимания социальной жизни играет идея справедливости, и может ли она сосуществовать с рыночной экономикой и капитализмом? Что такое национальное государство и государственный суверенитет в эпоху глобализации? Наконец, что такое биополитика, и кто и каким образом должен определять, когда начинается и заканчивается человеческая жизнь?


В рамках курса будут обсуждаться ключевые аргументы философов и социальных/политических теоретиков по перечисленным вопросам. В Беларуси большинство из этих вопросов относятся к так называемой «духовной жизни» отдельного человека и общества в целом. Предполагается, что «духовная жизнь» направляется незыблемыми ценностями, которые можно выявить и исчерпывающим образом изучить. А когда возникают противоречия и конфликты между различными ценностями, делается вывод о «кризисе духовности» и даже о наступлении «бездуховности».


У сучасным свеце мы нярэдка сутыкаемся з рознымі формамі грамадскіх рухаў – чытаючы пра «Арабскую вясну», гледзячы рэпартаж пра «Occupy Wall Street» або падпісваючы онлайн-петыцыю пра адмену смяротнага пакарання ў Беларусі. Актывісты па ўсім свеце і ў Беларусі заклікаюць да зменаў і аб'ядноўваюцца, каб дасягнуць гэтай мэты.

Як узнікаюць грамадскія рухі? Якая будучыня іх чакае? Што мабілізуе людзей? Што значыць быць актывістам сёння? У межах курса грамадскія рухі будуць разглядацца ў гістарычнай і параўнальнай перспектывах. Мы пазнаёмімся з рознымі тыпамі рухаў і абмяркуем ролю сацыяльных медыя для сучаснага актывізму.