Исследования теорий национализма (Nationalities studies) позволяют рассмотреть вопросы и процессы, связанные с такими понятиями как идентичность, коллективное воображение, нация, национальная идея и патриотизм – элементами, которые приобрели новый политический смысл в нашей повседневности.

Курс разработан для ознакомление с классическими теориями национализма, начиная от критического модернистского подхода (Эрнест Геллнер), конструктивизма (Бенедикт Андерсон), этнического символизма (Энтони Смит) и культурного национализма (Джон Хатчинсон) до критического подхода Роджерса Брубейкера, который поставил под вопрос повестку и задачи исследований национализма, сфокусировав внимание на практиках социальных групп.

Через исторические примеры национального строительства в Центральной и Восточной Европе, мы попытаемся разобраться, в чем заключается разница в теоретических подходах и почему термины «нация» и «национальная идентичность» становятся частью исторических процессов и политической борьбы. Главный акцент курса будет поставлен на применение теоретических знаний и исследований национализма в современном политическом контексте.

Мы будем работать с примерами и практиками построения национальных идей и конструирования национальных границ через сравнительный анализ политических ритуалов, праздников, спортивных событий в Европе и в ее части, Беларуси. Мы попытаемся ответить на вопрос, каким образом этно-символические атрибуты (язык, символы, история, границы и память) воображаемых сообществ могут наполняться эмоциональной силой.


Главным результатом работы в курсе станет построение каждым студентом_кой/группой студентов_ок собственного исторического нарратива (проекта) – истории избранного события или явления.  Курс состоит из четырех блоков (разделов)

        I.            «Моя история»: введение (формулировка «вопросов к истории»)

     II.            «Моя история»: контекст. Лекции и дискуссии, позволяющие рассмотреть сформулированные вопросы на фоне основных тенденций истории ХХ века.

  III.            Индивидуальные консультации по подготовке проекта «Моя история»

   IV.            Презентация проекта «Моя история»


В 1971 году Линда Нохлин, исследовательница истории искусства, озадачилась вопросом «Почему не было великих художниц?» (2005), и тем самым актуализировала гендерную проблематику не только в искусстве, но и в истории. Исследовательница констатирует, что отсутствие женщин в истории искусства есть факт, но более важным является вопрос о том, как институциональное устройство, доступ к образованию, специфика репрезентации не способствуют их появлению. Каждый исторический факт есть конгломерат из социокультурных обстоятельств и порядков, определяющих гегемонию одних дискурсов, репрезентаций и исключение / умалчивание других. За вопросом о том, почему так мало женщин в истории, стоит масса других вопросов о «природе» самой исторической науки, исторических источников и роли общественного устройства, социокультурного контекста в их формировании. Все это предопределяет специфику репрезентации исторических событий.


Современные гендерные исследовательницы (Н.Пушкарева; Дж. Скотт; И.Чикалова; И. Юкина) доказывают, что традиционные учебники и научные издания по истории не учитывали и продолжают не учитывать вклад женщин в развитие мировой цивилизации. Исторические труды освещают военную, экономическую, политическую историю, игнорируя социальную историю, что приводит к исключению из картины исторического прошлого титанической работы женщин по охране, поддержанию и воспроизводству жизни. Их деятельность недооценивается, не воспринимается как общественно-значимая, а воспринимается как личная, семейная, приватная, частная и потому малозначимая.


Цель данного курса заключается в ознакомлении с критическим гендерным подходом к истории. Гендерный подход к истории подымает вопросы о том, как именно выстраивается историческое повествование, какое место в нем занимают те или иные персонажи, какие темы озвучиваются, а какие – замалчиваются, что считается важным «историческим событием», а что определяется как нерелевантное.