Преподавательница: Екатерина Кузнецова, юристка-международница, руководительница гендерной концентрации.


Биологический вид homo sapiens sapiens характеризуется половым диморфизмом – мужчины и женщины биологически отличаются друг от друга. Современный человек – существо не только и не столько биологическое, сколько социальное. Разные человеческие общества выработали различные схемы социального опосредования половых различий (гендера). Одним из наиболее важных социальных регуляторов (механизмов организации общества) является право. Право, будучи продуктом развития общества «гендеризовано», т.е. отражает представления о «норме» для мужчин и женщин в конкретном социуме. Современные модели правового регулирования исходят из базового принципа формального равенства всех людей. Насколько такой подход может и должен модифицировать устоявшиеся социальные и правовые институты – основной вопрос, которым мы будем заниматься в данном курсе.

 

Курс «Право и гендер» представляет собой т.н. «энциклопедию права» в контексте теорий гендера. Основной целью курса является формирование у слушателей ценностных установок в отношении принципа равенства, а также основ комплексного представления о содержании и роли категории гендера в конструировании и функционировании общества (социальной системы), опосредованной правовым регулированием. Курс не предполагает наличие у слушателей специальных правовых знаний; примеры правового регулирования гендеризованных вопросов (идентичности, воспроизводства, телесности, экономических отношений, политико-властных отношений) будут представлены обзорно, – в духе энциклопедии права или юридической пропедевтики, чтобы более выпукло продемонстрировать основные предпосылки, принципы и последствия гендеризации права.

 

Среди основных задач курса можно выделить:

            - формирование основ теоретического представления о понятии «гендер» в различных социальных теориях;

- формирование представления о специфике функционирования международного и национального права как «гендеризованных» социальных институтов;

            - развитие гуманистического мировоззрения, чувства самоуважения, понимания собственных прав и свобод и прав и свобод других, основанного на уважении принципа равенства;

            - выработка практических навыков по отстаиванию принципа равенства и недопущения дискриминации;

- развитие гендерно-сенситивного правового мышления.