Развитие Интернета существенно повлияло на многие традиционные представления об обществе. Глубокие изменения в политической, экономической, правовой и профессиональной сферах очевидны для всех. Однако единой точки зрения на эти трансформации нет – экспоненциальное развитие Интернета и стремительный рост интернет-аудитории во всем мире привели к тому, что сегодня ученые рассматривают Интернет с различных исследовательских позиций.

Цель курсов концентрации «Интернет и общество» – междисциплинарное изучение изменений, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий и Интернета в разных сферах жизни, чтобы подготовить студентов к активному и действенному участию:

  • в этических и политических дискуссиях о влиянии на современное общество специфических характеристик интернет-пространства как особого вида социальной реальности;

  • в процессах принятия политических решений в отношении Интернета на национальном, региональном и глобальном уровнях;

  • в разработке и реализации проектов для общественных объединений и движений, а также бизнес-инициатив.

Предполагается, что базовые компетенции, полученные студентами в рамках концентрации, будут далее развиваться в проектах Центра исследований Интернета при ECLAB.


Медиапотребление меняется: с традиционных СМИ на новые медиа, с сайтов на взаимодействие через разные социальные среды. Это вызывает не только драматические изменения для медиабизнеса, но и выводит в качестве одной из необходимых компетенций современного человека понимание природы онлайн-общения, потребления и продвижение информации в социальных сетях и мессенджерах.

В рамках предложенного курса акцент будет сделан на осознанности действий как пользователя соцсетей, так и SMM-специалистов. Поэтому ведущий будет не только знакомить с инструментарием, лайфхаками и особенностями работы с основными соцсетями и мессенджерами, но и непрерывно спрашивать у курсантов: «вы это делаете чтобы что?».

 

После завершения курса слушатели будут знать:

  • какими бывают социальные сети и мессенджеры, для каких целей они могут быть полезны;

  • какие соцсети и мессенджеры популярны в Беларуси и как им пользуются СМИ;

  • как использовать новые медиа для сбора информации;

  • как продвигать контент;

  • за что отвечает SMM-специалист и какие могут быть критерии оценки его труда;

  • как и зачем изучать аудиторию корпоративного аккаунта и группы в соцсетях, канала в Telegram;

  • как узнать какие темы наиболее обсуждают пользователи соцсетей из Беларуси;

  • какие тренды SMM наблюдаются сегодня в Беларуси;

  • как, пользуясь соцсетями, не нарушать авторские права и нормы профессиональной этики;

  • как разрешать конфликтные ситуации с администрацией социальной сети или посетителем вашего акаунта;

  • как сохранить собственную безопасность в социальных средах.

 

Каждый модуль предусматривает домашнее задание, самостоятельную работу и тесты. Для выполнения ряда заданий курсантам будут предоставлены права аналитика к публичной странице «Social media for journalists: SMM and newsgathering».


Учитывая глобальный характер Интернета и значительное количество проблем безопасности, связанных с компьютерами и компьютерными сетями, а также зависимость человечества от интернет-технологий в повседневной жизни, сферах бизнеса и государственной власти, кибербезопасность сегодня является глобальной проблемой. Ответом многих государств на необходимость защитить критично важную инфраструктуру стало, в первую очередь, создание военных единиц с оборонным и наступательным киберпотенциалом. Государства также прилагают ограниченные усилия в сфере дипломатии, чтобы уменьшить угрозу киберпреступлений и способствовать развитию культуры кибербезопасности в мире.

В курсе рассматривается влияние интернет-технологий на международные отношения. Особое внимание уделяется вопросам национальной и международной безопасности. Также будут рассматриваться вопросы кибербезопасности, киберконфликта и киберсдерживания, способствования мирному использованию киберпространства и национальной безопасности.


Пользуясь Интернетом в повседневной жизни, мы вступаем в социальные отношения не только с другими пользователями, но и с организациями, которые предоставляют разнообразные информационные и коммуникационные услуги (доступ к Интернету, доставка информационного контента, размещение информации, онлайн-игры и т.д.). Как и в реальной жизни, в виртуальной среде реализуются наши права, на нас возлагаются обязанности и наступает ответственность в случае их нарушения.

Будучи открытой, цифровая экосистема позволяет гораздо проще создавать информационные ресурсы и делиться ими, что создает у пользователей, особенно неопытных, иллюзию бесконтрольности и вседозволенности. Безопасность в Интернете непосредственно связана с правами и свободами пользователей. Те же права, которые люди имеют в реальной жизни, они могут реализовывать онлайн: свобода слова, неприкосновенность частной жизни, тайна корреспонденции, свобода объединения.

Курс фокусируется на правах и свободах пользователей Интернета, механизмах их реализации и защиты в случае нарушения. С целью формирования четкого понимания особенностей правоотношений в киберпространстве в его начале предлагается введение в экосистему Интернета. Ознакомление с основными правами человека онлайн сопровождается анализом ситуаций, в которых правам человека наносится урон, и возможными механизмами их восстановления. Структура курса основана на учебных материалах Совета Европы в области защиты прав человека онлайн.

Самое популярное занятие интернет-пользователей – это поиск информации. Например, в Беларуси поисковыми сайтами пользуются более 90% интернет-аудитории. Это гораздо больше, чем пользователей социальных медиа или любых других интернет-сервисов.  Массовое использование поисковых механизмов создает иллюзию, что отсутствует необходимость владения навыками грамотного поиска информации.

Умение быстро и правильно искать необходимую информацию онлайн позволяет не только экономить время, получать достоверную и актуальную информацию, но и принимать правильные решения.

Цель курса – способствовать выработке у студентов навыков критического восприятия повседневной интернет-активности. В курсе будут рассмотрены технологии поиска информации онлайн, реконфигурация доступа к информации, «скрытый» интернет, стратегии тематического поиска, вопросы разнообразия источников информации с помощью поисковых технологий.


С. Гарфинкель, автор книги «Все под контролем: Кто и как следит за тобой», писал: «В будущем, к которому мы движемся, опасность будет исходить не от всезнающего "Большого брата", отслеживающего и записывающего каждый наш шаг, а от сотен "маленьких братьев", постоянно подглядывающих и вмешивающихся в нашу жизнь. Джордж Оруэлл считал, что главная угроза свободе индивидуальности исходит со стороны коммунистической системы. Но за последние 50 лет мы увидели новые виды угроз приватности, корни которых уходят совсем не в тоталитаризм, эти угрозы выросли на почве свободного капиталистического рынка, современных технологий и неконтролируемого обмена электронной информацией». Таким образом, защита персональных данных становится одной из основных задач в рамках защиты приватности в цифровой сфере.

Курс «Защита персональных данных: введение в проблематику» знакомит слушателей с общим контекстом защиты персональных данных как социально-этической проблемы и проблемы публичной политики. Несмотря на серьезное внимание, которое уделяется этой теме в современном информационном обществе, и растущую обеспокоенность людей в отношении собственной цифровой приватности, в Беларуси мало кто может уверенно сказать, в чем именно заключается угроза, связанная с неконтролируемым оборотом персональных данных. Цель курса – восполнить этот пробел.

Курс является общеобразовательным и не требует специальной подготовки. Программа курса предполагает изучение социально-этических, политических и, в меньшей степени, правовых аспектов защиты персональных данных.

По итогам курса слушатели получат представление о различных трактовках понятия «персональные данные»; задачах защиты персональных данных в контексте социально-этической проблематики; структурных элементах защиты персональных данных как проблемы публичной политики; стратегиях и формах правового регулирования защиты персональных данных.

Изменяется ли характер политического взаимодействия в киберпространстве? Содействует ли распространение информационно-коммуникационных технологий демократизации общества? Способствует ли сеть Интернет поляризации политических взглядов или политическому консенсусу в обществе? Трансформируется ли политическая активность в социальных сетях в реальную политическую активность? Могла ли произойти «Арабская весна» без «Фейсбука»? Ответы на эти социально значимые и сравнительно новые для политической науки вопросы предлагаем искать совместно в курсе «Власть и политика в цифровую эпоху».

Цели курса «Власть и политика в цифровую эпоху» – овладение знаниями о трансформациях политических институтов и процессов в цифровую эпоху; формирование навыков анализа тенденций взаимного влияния современных информационно-коммуникационных технологий (в частности, сети Интернет) и политических процессов и институтов; содействие в формировании информационных компетенций.

В рамках курса будут рассмотрены вопросы влияния сети Интернет на политические институты и процессы, проблемы проведения избирательных кампаний в цифровую эпоху, а также проблемы функционирования политических партий и политического участия онлайн. Кроме того, в курсе будут изучаться трансформации государственного управления, феномен электронного правительства и электронного управления.