Преподавательница Жгировская Оксана

Данный курс ставит перед собой две основных задачи.

 

Первое, предлагает посмотреть на искусство как на исторический документ, который был создан в определенном контексте. Как на одну из практик социального, включающей в себя процесс сложносочиненных и не всегда очевидных взаимоотношений разнообразных агентов и процессов социального мира.

То есть здесь нам важно научиться видеть и понимать, как социальные, политические, технические, мировоззренческие элементы взаимосвязаны с искусством. С его методами, морфологией, тематикой, техникой и т.д. Мы будем рассматривать историю искусства через большие искусствоведческие концепты, классический проект искусства, модернистский проект и contemporary art.

Вторая задача, это проблематизации опыта смотрения на произведение искусства. Для нас привычно считать процесс восприятия искусства спонтанным. Однако он, напротив, зависит от условий смотрения. Наше восприятие произведения искусства не исчерпывается только тем, что наше зрение воспринимает «объективно», оно конструируется также за счет «невидимых» измерений – социальных, политических, экономических предпосылок нашего "способа видения". 


Именно поэтому в рамках курса мы будем говорить о том, как связаны контекст создания произведения искусства и опыт его восприятии. Мы увидим, насколько разным был опыт восприятия искусства в разные эпохи, и научимся анализировать, как и чем может быть обусловлено наше собственное восприятие искусства. 

 

 

Основные вопросы курса: Как менялись роли автор, зрителя, художника? Что влияло/ет на данное изменение? Кто формирует заказ на искусство? Кто такой критик искусства? Как менялась сама (эстетическая) форма и способы репрезентации произведения искусства в разных исторических периодах? Смена топосов восприятия произведения искусства (пространственно – производственный вопрос): от собора, студиолы, манускрипта к музею, галереи и салону, «белому кубу» и т.д.